Крупнейший
в Европе ритейлер, французская сеть Carrefour приняла решение об уходе
с российского рынка. Как говорится в сообщении компании, «решение
продать бизнес в России и уйти с рынка обусловлено отсутствием
достаточных перспектив органического роста и возможностей для
поглощений в краткосрочной и среднесрочной перспективе, что позволило
бы Carrefour занять лидирующие позиции в РФ». В штаб-квартире
ритейлера уточняют, что, хотя решение о продаже бизнеса уже принято,
сделка с покупателем еще не заключена. Сообщение о будущей продаже
россйских активов появилось в пресс-релизе Carrefour по итогам 3 квартала 2009 года.
В целом результаты сети не впечатляющи — рост составил 0,5%
по сравнению с третьим кварталом 2009 года и достиг 24 млрд евро. Но
компания отмечает рост продаж на таких развивающихся рынках как Китай
(7,1%) и Бразилия (14,8%), правда в их валютах. А вот данных
по российскому бизнесу в пресс-релизе вообще нет.
Как напоминает «Эксперт-ТВ»,
Carrefour вышла на российский рынок после долгих лет анализа
и подготовительных работ. Первый гипермаркет компании был открыт
в Москве в июне нынешнего года. Этот проект стоил 8 млн евро. Второй
объект – гипермаркет в Краснодаре стоимостью 7,8 млн был запущен
в сентябре. Также до конца 2009 года Carrefour планировала открыть
магазин в Липецке. Однако этот проект уже не будет реализован.
Carrefour была одним из претендентов на покупку петербургской сети гипермаркетов «Лента», однако из-за
кризиса ее акционеры свернули переговоры с инвесторами, а позднее
– продали 35,4% акций фондам «ВТБ капитал» и TPG Capital. Кроме того,
в этом году французская компания вела переговоры о приобретении доли
основного акционера сети супермаркетов «Седьмой континент» Александра
Занадворова, однако сделка не состоялась.
Таким образом, из двух крупнейших мировых ритейлеров, появление которых могло серьезно повлиять на российскую розницу, один – Wal-Mart – так и не пришел, а второй – Carrefour – уходит, едва появившись.
Комментарий эксперта
Ирина Воробьева
эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации»
Решение о продаже бизнеса в России ретейлером Carrefour – очень неожиданное. Об этом, в частности, свидетельствует реакция руководство российского отдела компании. К тому же, учитывая финансовые и временные затраты Carrefour на открытие магазинов в России, можно было ожидать, что компания будет более упорно бороться за российский рынок.
Поскольку Carrefour очень долго просчитывал свои возможности на российском рынке и даже решился на открытие магазинов в кризис, можно предположить, что решение свернуть деятельность в России было принято компанией в связи с трудностямив какой-то другой
области. Тот факт, что для российского руководства Carrefour сообщение
о закрытии этого направления также стала неожиданной, говорит о том,
что в целом продвижение Carrefour в России шло по плану. Даже если
компания и встретила определенные трудности, например, с приобретением
уже имеющихся сетей, это вряд ли должно было остановить Carrefour.
Таким образом, закрытие российского направления, которое разрабатывалось с расчетом на отдаленную перспективу, вряд связано с временными трудностями, которые встретил Carrefour в России. Вряд ли это связано и с кризисом, поскольку открытие магазинов Carrefour в России происходило в разгар финансовых потрясения, и столь крупная компания не могла не просчитать варианты дальнейшего развития ситуации.
Скорее всего, причины закрытия Carrefour в России лежат за пределами страны.