Бюджетная система стабильна, но ее зависимость от цен на нефть растет. | 17:45 |
Сегодня Государственная Дума рассмотрит во втором чтении бюджет на 2010 год. Согласно документу доходы правительства в следующем году составят 6 трлн 950 млрд рублей, в то время как расходы – 9 трлн 887 млрд рублей. Дефицит составит 2 трлн 936 млрд рублей или 6,8% ВВП. Для экономики в условиях кризиса это чистое увеличение совокупного спроса почти на 3 трлн. Поэтому высокий уровень дефицита уже сам по себе является антикризисной мерой правительства. Самое главное, что правительство может себе позволить поддерживать экономику на значительные суммы. Уже сегодня понятно, что опасность резкого обвала бюджетных показателей, которую обсуждали в начале года, миновала. На 1 ноября 2009 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 2 трлн 242 млрд рублей, Фонда национального благосостояния – 2 трлн 712 млрд рублей. То есть, учитывая эти деньги, мы можем финансировать дефицит бюджета примерно в течение двух лет, даже при сохранении текущих показателей по доходам. Вернуться в ситуацию, когда федеральный бюджет имел устойчивый профицит, не удастся
Впрочем, существует еще возможность внешнего финансирования бюджета. По словам, заместителя министра финансов Дмитрия Панкина, которого цитирует ПРАЙМ-ТАСС, в ближайшие три года Минфин планирует занять 60 млрд долл или 1 трлн 720 млрд рублей. Данный объем заимствований рассчитывался исходя из цены на нефть в 58-59 долл за баррель. Именно эта цена заложена в проект бюджета. Но уже сейчас «черное золото» стоит на 20 долларов дороже, а если мировая экономика выйдет на устойчивый тренд роста, цены легко могут преодолеть уровень 100 долл за баррель. В этом случае бюджет получит дополнительные доходы, что резко сократит его дефицит. Увеличение дозы Впрочем, вернуться в докризисную ситуацию, когда федеральный бюджет имел устойчивый профицит, не удастся даже в случае серьезного роста цен на нефть. Ведь и уровень в 58-59 долларов когда-то казался неимоверно высоким. Однако, сейчас при этом уровне мы получили дефицит в размере 42% от доходов. В этом и кроется главный подвох: наращивая расходы бюджета, мы все глубже подсаживаемся на «нефтяную иглу», все больше начинаем зависеть от цен на нефть. Наращивая расходы бюджета, мы все глубже подсаживаемся на «нефтяную иглу» Проблема в том, что увеличение бюджетных расходов – это безотзывные обязательства. То есть, повысив однажды зарплаты и пенсии, государство должно платить их и дальше в увеличенном размере, независимо от того, растут доходы бюджета или падают. Поэтому идея направлять деньги от нефтегазового трансферта на латание дыр в Пенсионном фонде – рискованная. Ведь, доходы от продажи нефти и газа не постоянны, а дыры в ПФР увеличиваются по мере изменения возрастной структуры населения. Нефтедоллары можно направлять только на инвестиционные статьи: строительство инфраструктуры, жилья, предоставление бюджетных кредитов. В случае падения доходов бюджета, эти расходы можно сократить, не подвергая опасности социальную стабильность. Выхода из этой ловушки два: либо сокращать расходы, либо увеличивать ненефтяные доходы. Очевидно, что правительство надеется на второй путь. Он возможен в случае быстрого восстановления экономики в 2010 году. По первому пути мы пойдем только в том случае, если экономическая ситуация не улучшится, а резервы закончатся. Тогда придется резать расходы, чтобы уменьшить дефицит. Однако, даже при самом пессимистичном сценарии это не проблема бюджета 2010 года. Владимир ЯКОВЛЕВ | |
Просмотров: 418 | Добавил: Cheizer |