Четверг, 25.04.2024, 23:10 | Я рад видеть Вас Гость | Регистрация | Вход
RSS
Главная » 2009 » Июнь » 10 » Большой просит больших денег.
Большой просит больших денег.
21:20
Большой театр был закрыт на реконструкцию в июле 2005 года. Тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой клялся, что не пройдет и трех лет, и на «главную сцену страны» выйдут звезды мирового балета. Не вышли – театр стоит в лесах.
Большой театр - это национальный символ и наравне с Пушкиным «наше все». Поэтому любые слухи и домыслы о возможных изменениях символа и воспринимаются так остро. В течение всех лет, что идут ремонтные работы, не утихают споры, что все-таки является национальным достоянием - здание театра, которое является архитектурным памятником федерального значения, или театральный организм, оперная и балетная труппа, и 300 спектаклей в год, которые здесь раньше ставились. Если здание – то, что с ним сейчас и что будет завтра? И будет ли это «завтра» у Большого?

Обе точки зрения имеют художественную и общественную поддержку и являются равноправными. Главное - Большой театр должен быть полностью отреставрирован: замене подлежат все инженерные системы, парадные залы и уничтоженные в разное время пристройки должны быть отреставрированы, обновится вся техническая «начинка» здания. Для ответственной работы провели конкурс, набрали большой коллектив архитекторов, реставраторов, инженеров и строителей. Здание зачехлили. И – тишина.

Газете ВЗГЛЯД удалось выяснить, что сегодняшняя ситуация с реконструкцией далека от идеальной. Причем, заметим сразу, что кризис здесь не при чем. По ходу работ выяснилось, что объем проблем намного больший, и денег требуется тоже больше. Вероятный срок окончания реконструкции – 2013 год, финансовая смета может сбить с толку любого – 1,5 млрд долларов.

«Цифра, конечно, ошеломляющая, учитывая тот факт, что она выросла на одном проекте со 100 млн долларов за три года в 15 раз, - говорит ВЗГЛЯДу глава архитектурного бюро GT-Realty Ellys Марк Родницкий. – Этих денег достаточно для того, чтобы дважды разобрать по кирпичику и собрать снова с новой «начинкой» не один, а, как минимум, три Больших театра. За 30 лет работы я не видел даже близко ни одной подобной сметы, хотя прекрасно знаком с действительно тяжелой ситуацией и сложностью работ с московским театром. Чехарда смен застройщиков и коррупция – только в этом случае возможно «освоить» такой бюджет».

Напомним, что впервые цифра оказалась выше изначально обозначенной в заявлении Михаила Швыдкова, почему-то решившего, что ремонт Большого обойдется в 700-800 млн долларов. Это было через полгода после начала ремонта. Тогдашний глава Минэкономразвития Герман Греф возмутился, сказав, что «сумма настолько велика, что не может не вызывать сомнений». Как это обычно и бывает – стукнули кулаком, поговорили и забыли. Сегодня ставки ремонта поднялись еще выше, но уже по-тихому, без громких заявлений и вообще без всякой публичности.

Напомним, что театр строили в 1821-1825 годах, потом здание почти целиком сгорело и было восстановлено в 1853 году. В 1920 году впервые было замечено, что стены и пол театра дрожат и вибрируют во время спектаклей – оказалось, что «поплыл» фундамент. Его укрепили, подведя под пол новый - бетонный, но это негативно отразилось на акустике. В 2002 году под одним из подъездов театра обнаружили бомбу времен Второй мировой войны. К моменту закрытия в 2005 году ситуация была близкой к катастрофе - фундамент опустился на 20 сантиметров, некоторые участки кирпичной кладки, когда реставраторы попытались разобрать их, просто рассыпались при прикосновении.

В ходе восстановительных работ первого года было выявлено немало других неприятных сюрпризов: несущие стены театра практически насквозь оказались в так называемых силовых трещинах. Опоры дышали «на ладан». Здание признали аварийным. Уникальный проект спасения Большого предусматривал вбивание 2153 свай и сооружение стены в грунте по периметру здания. Сейчас эти работы выполнены на 65%.

«Такой «стакан», упирающийся в скальные породы на глубине более 30 метров, должен обеспечить зданию устойчивость в плавающих поверхностных грунтах и предотвратить появление трещин и разломов, - говорит инженер компании-застройщика здания Большого театра Осокин. - После укрепления распадающихся стен предстоит завершить устройство подземных сооружений, провести прокладку инженерных коммуникаций, осуществить установку нового технологического оборудования сцены, реставрацию фасадов и интерьеров, деревянных конструкций зрительного зала, парадных фойе и царской ложи».

Выяснилась и неожиданная деталь – последние полгода все работы проводятся без надзора и контроля автора проекта – архитектор Никита Шангин уволился по причине «внесения недопустимых изменений в технологию и план реконструкции». «Я ушел сам, хотя отдал этому проекту 8 лет жизни, - говорит он. - Это был жест протеста и отчаяния - архитектор в этом процессе абсолютно бесправен. Бороться не имело больше смысла. В конечном счёте после всех обвинений в мой адрес и в адрес моей проектной группы, мою проектную мастерскую просто расформировали».
«Контроля со стороны профессиональной общественности за тем, что делается в главном памятнике страны, не велось и не ведется, - заявляет член градостроительного совета при мэрии Москвы Алексей Клименко. - Научно-методический совет, который возглавлял ныне покойный директор института искусствознания Алексей Комеч, упразднен. Нового ничего нет. В такой ситуации Большой театр может постигнуть незавидная участь долгостроя».

Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин неоднократно заявлял, что мэрия Москвы не поддерживает проект, акцентируя внимание и критику на возведении нового подземного зала театра. По его мнению, Театральная площадь может потерять свой облик - ее изуродуют вентиляционные шахты-киоски. Видимо, именно это заявление стало поводом собрать на этой неделе людей, имеющих непосредственное отношение к реконструкции здания театра, на котором газете ВЗГЛЯД и стали известны эти скандальные подробности. Как сообщили сотрудники информационного агентства «Росбалт», где проходила пресс-конференция главного архитектора и представителей надзорных служб в области строительства и охраны памятников, руководство Большого театра отказалось присутствовать на встрече с журналистами.

По словам представителя мэрии Алексея Клименко, «реконструкция Большого – это клубок проблем и нарушений, которые касаются не только главного проектировщика». «Когда речь идет о таком памятнике, то определять перспективы, стоимость, сроки проведения работ, должны не чиновники, пусть и любого уровня, - говорит чиновник городской администрации. - С Большим театром произошло огромное число нарушений с самого начала, но виноват в этом закон, позволяющий многое. Кто главный здесь? Строитель. Мы уже знаем, что сделали с Москвой «талантливые» строители, «убив» удивительной красоты исторический город».

Как и всякий большой проект, Большой театр наглядно показывает, к чему может привести недальновидная градостроительная и культурная политика. А о суммах на ремонт – это вопрос особый для уполномоченных на то органов.

Просмотров: 443 | Добавил: Cheizer
Интернет радио SanFM.ru Сервер 'Россия Православная' Кодекс: Документоборот